Периодически сталкиваюсь с тем, что кто-то все еще хочет сделать сайт. При этом, до сих пор представления о сайте и решаемых задачах у большинства заказчиков очень размытые.

Вы когда нибудь видели полимеры живьем? Какой еще каталог с картинками?

Часто отвечая на вопрос о том, зачем людям сайт – я получаю ответ в духе «Нам нужен небольшой сайт-визитка» или «Мы хотим, чтобы нам сделали сайт-каталог, который будет показывать нашу продукцию потенциальным покупателям». Причем, в последний раз, когда я слышал такую фразу, речь шла о компании, поставляющей полимеры для рынка из примерно 600 потенциальных клиентов.

Вы когда нибудь видели эти полимеры? Какой еще каталог с картинками?!

В общем, если вы еще не сделали сайт или вдруг решите его переделать, возможно вам пригодятся сформулированные ниже вопросы:

  1. Каковы цели вашей компании? Какие из них и как связаны с сайтом? Например, ваша цель может быть в увеличении продаж. С сайтом эта цель может быть связана через коммуникационные активности, которые делают сайт «точкой входа» для новых клиентов. Или цель может быть в снижении издержек на клиентский сервис и с сайтом это может быть связано, допустим, через организацию на сайте приема и трекинга выполняемых заказов. То есть — вы должны сами понимать свои приоритеты и разобраться в том, как именно они связаны с сайтом.
  2. Какую самую главную идею должен доносить сайт до посетителя? Сайт должен ясно и четко доносить до посетителя ваше основное предложение – преимущества продукта или услуги, информацию об ассортименте и т. п. Ярким примером является сайт Apple с тем, как он работает на донесение идеи о клевости продукции Apple. Казалось бы, эту мысль должен доносить любой корпоративный сайт. Хм. Вы можете себе представить на месте iPhone или MacBook полимеры, про которые я говорил выше? Скорее всего, у сайта про полимеры идея будет несколько иной и доноситься она будет иначе 🙂
  3. Каков потенциал вашего сайта с точки зрения продаж? Если запросов по основным ключевым словам вашего сайта слишком много, возможно вам будет сложно привлечь на сайт достаточное количество потребителей по причине высокой конкуренции. Если запросов нет — то нужен ли вам сайт? Вы действительно верите, что сможете сформировать рынок?
  4. Вопрос бюджета — какой уровень затрат обеспечит необходимое качество при сохранении рентабельности проекта? Это зависит от того, как хорошо вы знаете и понимаете свой рынок. И если вы действительно хорошо знаете свой рынок и можете определить разумные границы бюджета, это поможет и с выбором инструментов реализации (предельная стоимость разработки, бесплатная CMS или платная etc.).
  5. Какой ассортимент продукции будет продавать ваш сайт и какую дополнительную информацию должен сообщать ваш сайт? Количество наименований, фасон, расцветки и т. п. Кроме того, вам, могут понадобиться страницы, рассказывающие, например, о компании или об опыте использования вашей продукции. От этого всего зависит количество страниц (а, иногда и количество разных шаблонов для страниц) и , соответственно, объем и стоимость работ.
  6. Как сделать навигацию на сайте простой очень простой? Чем сложнее навигация, тем меньше пользы от сайта. Если у вас очень сложная структура сайта и сложная навигация, считайте, что вы потратили деньги на сайт зря.
  7. Как ваши потребители делают выбор? Что для них при этом важно? Не секрет, что одним из главных барьеров для продаж через Сеть является невозможность «пощупать руками» товар. Именно поэтому лучше всего в рунете продаются книги. А что важно вашим покупателям? Почему они решат, что могут сделать покупку у вас — как сайт их в этом убеждает? С помощью каких инструментов?
  8. Как ваш сайт будет выделять вас на фоне конкурентов? Например, Google по запросу «подгузники» выдает 1,6 млн результатов (см. п 3). Как вам выделиться из этой массы (хотя бы, теоретически)? Понятно, что вам нужно быть на первой странице и т. п. Но почему потребитель поверит именно вам? Почему он должен сделать покупку именно на вашем сайте, а не на сайтах строчкой выше или ниже? Как ваш сайт отстраивает вашу компанию от конкурентов?
  9. Как сайт вписывается в ваш план маркетинга? Какие активности и как должны состыковаться с сайтом, как это произойдет? Каким образом сайт будет участвовать в коммуникации, исследованиях, продажах, выстраивании отношений с потребителями etc.? У вас вообще есть план маркетинга?
  10. Как сайт будет интегрирован в ваши бизнес-процессы? Если, например, у вас большой и часто меняющийся ассортимент и эта информация должна отражаться на сайте — как это будет реализовано? Готов ли ваш IT-отдел поддерживать эту функцию? Если запросы с сайта должны приходить в отдел продаж — как продажники получат эту информацию, как они будут вести клиентов, как запросы связаны с CRM? Если сайт не будет продолжением ваших бизнес-процессов, он просто не будет работать как эффективный инструмент.
  11. Как вы будете отслеживать эффективность сайта? Какие метрики вы собираетесь применять? Как вы получите данные? Согласуются ли эти метрики с тем, что прописано в плане маркетинга?
  12. Каким образом будет организована поддержка сайта? Где будет хоститься сайт? Кто будет заниматься его техническим развитием? Кто будет отвечать за контент? Кто и как будет управлять этим процессом? Сколько это будет стоить?
  13. Кто будет заниматься производством сайта? Где вы возьмете подрядчиков? На основе каких критериев вы будете выбирать? Кто-то готов отдает все на аутсорсинг, кто-то во главу угла ставит экономию, кто-то собирает фрилансеров, кто-то готов переплачивать за имя. Успешные и провальные проекты есть в любом из вариантов. Так как-же быть? Искать тех, кто готов реализовать техническое задание на сайт. Вам придется скрупулезно и досконально вникать в то, как будет выполняться каждый этап ТЗ. Вероятно, вы замучаете своими вопросами не одного потенциального подрядчика. Но это основной критерий выбора, остальные по вашему личному вкусу.
  14. Есть ли у вас техническое задание на сайт? Вы сами хорошо его понимаете? Стадия подготовки технического задания, это стадия, ошибки которой будут стоить вам дороже всего. Вы можете отдать подготовку ТЗ подрядчику, скажем, на основе вашего брифа. Но вам все равно нужно вникнуть в каждый пункт. Вы просто обязаны добиться понимания вами каждого пункта ТЗ. Категорически нельзя делать ТЗ формально, «для галочки». Формальное ТЗ равно зря потраченным деньгам на сайт. ТЗ должно быть реальным документом, описывающим создаваемый маркетинговый инструмент. И вы должны очень хорошо понимать те вещи, которые там написаны.
  15. Реализуем ли ваш замысел в реальные сроки? Отказались ли вы от лишних рюшечек? Если техническое задание пишется три месяца и сайт должен разрабатываться год, вполне вероятно, что за это время ситуация на рынке изменится. Или поменяется ситуация в вашей компании. Или еще что-то произойдет. Поэтому умерьте аппетит. Лучше сделайте что-то небольшое, но то, что будет работать уже в самое ближайшее время.

Что еще почитать по теме:

  • Пост Констатнтина Бочарского о разработке сайта с позиции владельца интернет-магазина
    Что я понял, пока всем этим занимался. Опытным людям все это вряд ли покажется откровением, но я буду рад, если это пригодиться таким же новичкам в этом деле, как и я.
  • 37 signals (это те, которые basecamp сделали) — Gettinr Real, есть он-лайн версия книги на русском языке.

Вот такое краткое руководство заказчика сайта. Продолжение следует.

PS: В продолжение темы Все зависит от поведения потребителей – заметка для тех, кто кроме сайта собирается еще и в соцсети.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *