Считается, что маркетинг придумали большие компании и поэтому это дорого и сложно. Возможно. Но давайте посмотрим внимательно – есть пять основных блоков, связанных с маркетингом:

  • создание продукта,
  • коммуникация с клиентами,
  • удержание клиентов,
  • продажи и управление товаропроводящей цепочкой.

А теперь скажите — какие из этих функций не выполняются в любых живых компаниях на рынке?

На самом деле, все эти функции есть в компании любого размера вне зависимости от формального наличия маркетингового подразделения, его зоны ответственности и подчиненности функций тем или иным руководителям. Если говорить о больших компаниях, там функционал маркетинга давно формализован и зоны ответственности очерчены. В небольших же компаниях маркетинг должен быть не столько плодом каких-то «правильных» схем, сколько результатом рационального мышления.

Это не значит, что в малом бизнесе нет маркетинга. Наоборот – в малом бизнесе маркетинга должно быть больше, чем во всех крупных компаниях месте взятых. Я бы сказал – малый бизнес должен быть концентрированным маркетингом. И для этого нужно учиться. Учиться понимать своих потребителей, учиться общению с ними. Учиться выстраивать маркетинговый процесс в компании. Учиться задавать себе правильные вопросы. И отвечать на них.

Ниже я привожу список вопросов, близкий к тому, который я задаю обратившимся ко мне компаниям.

  1. Кто является ключевой целевой аудиторией?
  2. Что представляет собой главный продукт компании?
  3. Какова основная потребительская ценность продукта?
  4. Кто является главными конкурентами и чем ваша компания от отличается конкурентов? А с точки зрения потребителей?
  5. Почему целевая аудитория должна выбрать ваш продукт?
  6. Почему целевая аудитория должна поверить вашему предложению?
  7. Какие основные сомнения при покупке возникали у существующих клиентов и как эти сомнения решали? Используется ли этот опыт в маркетинговых коммуникациях?
  8. Каков существующий срок жизни клиентов? За счет чего этот срок можно увеличить?
  9. Каков средний чек? За счет чего средний чек можно увеличить?
  10. Каков уровень удовлетворенности существующих клиентов? Как измеряется? (Если измеряется)
  11. Как устроен процесс генерации лидов, процесс перевода лидов в продажи, процесс удержания клиентов? Каков размер клиентской базы? Какая часть базы – активные клиенты и какая часть – мертвый груз?
  12. Какова стоимость лида?
  13. Какова стоимость привлеченного клиента?
  14. Какова стоимость удержания клиента в течение его срока жизни?
  15. Какова конверсия охват–лиды–продажи?
  16. Какой приток клиентов является целевым? При каких показателя стоимости лида и привлеченного клиента этот приток будет экономически целесообразен?

Уверен, что если научитесь отвечать на эти вопросы и делать выводы по изменению в бизнес-процессах исходя из этих ответов, вопросов о «правильном» маркетинге для вашего бизнеса станет значительно меньше.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *